Итоги муниципального конкурса методических разработок по теме «Работаем по ФГОС»
Дата проведения: с 09 -31 марта 2017 года.
Конкурс проводился с целью выявления и трансляции передового педагогического опыта по реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного, начального, основного общего образования.
В конкурсе приняли участие 45 педагогических работников из 12 образовательных организаций, было представлено 46 работ по конкурсным номинациям:
По итогам конкурса были определены победители и призёры по номинациям.
№ | номинация | ОО/ Количество участников | Количество разработок |
1 | Лучшая методическая разработка урока учителя начальных классов |
Школы:
3/1 5/1 8/1 12/3 |
1 1 1 3 |
2 | Лучшая методическая разработка урока учителя-предметника. |
Школы:
3/5 5/2 8/2 12/1
|
5 3 2 1 |
3 | Лучшая методическая разработка занятия непрерывной образовательной деятельности в ДОУ. |
ДОУ:
14/5 16/3 17/2 19/3 22/3 27/5 28/2 |
5 3 2 3 3 5 2 |
4 | Лучшая методическая разработка занятия в системе дополнительного образования. |
ДО:
ДЮЦ «Радуга»/2 |
2 |
5 | Лучшая методическая разработка внеурочного занятия |
Школы:
3/3 5/1 |
3 1 |
Итого | 12/45 | 46 |
Решением оргкомитета номинации 4 и 5 были объединены по причине небольшого количества конкурсных материалов.
В экспертизе конкурсных материалов приняли участие эксперты из числа сотрудников КГАОУ ДПО « Коми-Пермяцкий институт повышения квалификации работников образования», Управления образования администрации города Кудымкара, МКУ «Сервисный центр управления образования города Кудымкара», преподаватель ГБПОУ «Кудымкарский педагогический колледж», административные работники школ и детских садов. Экспертами были признаны наиболее качественными работы, ставшие победителями конкурса.
По итогам конкурса были определены 4 победителя и 9 призёров. Рейтинг победителей и призёров по номинациям представлен в таблице:
№ | номинация | ФИО участников | ОУ | баллы | рейтинг |
1 | Лучшая методическая разработка урока учителя начальных классов | Гордеева Светлана Даниловна | МОБУ «Гимназия №3» | 76 | 1 место |
Пшенникова Ваплентина Ивановна | МОБУ «ООШ №5» | 73 | 2 место | ||
Казанцева Мария Пантелеевна | МБОУ «Школа-сад№12» | 72 | 3 место | ||
2 | Лучшая методическая разработка урока учителя-предметника | Ведерникова Марина Дмитриевна | МОБУ «ООШ №5» | 87 | 1 место |
Овчинникова Любовь Ивановна | МОБУ «Гимназия №3» | 79 | 2 место | ||
Носкова Ольга Ивановна | МОБУ «Гимназия №3» | 77 | 3 место | ||
Загребина Елена Анатольевна | МБОУ «СОШ №8» | 77 | 3 место | ||
3 | Лучшая методическая разработка занятия непрерывной образовательной деятельности в ДОУ | Златина Эльмира Георгиевна | МБДОУ «Детский сад №28» | 64 | 1 место |
Нешатаева Лариса Павловна | МБДОУ «Детский сад №28» | 53 | 2 место | ||
Хорошева Александра Петровна | МБДОУ «Детский сад №22» | 51 | 3 место | ||
4 | Лучшая методическая разработка занятия в системе дополнительного образования/ внеурочной деятельности | Наумова Ирина Владимировна |
МАУ ДО
«ДЮЦ «Радуга» |
93 | 1 место |
Бразгина Елена Николаевна |
МАУ ДО
«ДЮЦ «Радуга» |
92 | 2 место | ||
Пикулева Надежда Ивановна | МОБУ «Гимназия №3» | 69 | 3 место |
Конкурс был проведён в соответствии с Положением о проведении конкурса методических разработок учителей, педагогов и преподавателей образовательных организаций. Настоящий конкурс, с одной стороны, позволил участникам проявить основные характеристики профессиональной компетентности, с другой – организаторам конкурса увидеть и оценить профессиональные достижения педагогов в связи с внедрением ФГОС.
Экспертная оценка профессиональной компетентности педагогов осуществлялась по следующим критериям:
№ | Критерии |
1 | Основные цели урока/ НОД/ занятия/ мероприятия: содержательная, деятельностная |
2 | Структура урока/ НОД/ занятия/ мероприятия (соответствие системно-деятельностному подходу) |
3 | Направленность урока/ НОД/ занятия/ мероприятия на создание ситуации успеха и комфортных психологических условий для каждого обучающегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, способностей и интересов. |
4 | Нацеленность деятельности на формирование УУД |
5 | Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.) |
6 | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. |
7 | Активизация познавательной деятельности обучающихся (чередование видов деятельности, постановка проблемных вопросов, обращение к разным источникам информации, использование заданий репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, творческого характера). |
8 | Соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся. Объем и характер самостоятельных работ. |
9 | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. |
10 | Грамотность, отсутствие ошибок в работе. |
11 | Дополнительные баллы эксперта (с обоснованием) |
Конкурсные работы — это технологические карты уроков (занятий) по учебным предметам начальной и основной школы, непрерывной образовательной деятельности в ДОУ и занятий в системе дополнительного образования, внеурочной деятельности.
Педагоги, участники конкурса, в своей педагогической практике внедряют новые федеральные государственные образовательные стандарты. А новые стандарты предъявляют новые требования к профессиональным качествам педагогов. Прежде всего, учитель должен быть готовым решать задачу формирования у учащихся универсальных учебных действий. Это диктует изменение подхода к организации урока (занятия) в целом и контрольно-оценочной деятельности учащихся/воспитанников в частности. Таким образом, оценка методических разработок педагогов осуществлялась экспертами с учетом требований ФГОС к образовательной деятельности.
Предметный анализ конкурсных работ показал:
— большинство педагогов школ знают структурные элементы урока;
— выбирают оптимальное сочетание различных методов, форм и средств обучения и воспитания;
— владеют методической терминологией, знают и применяют педагогические технологии;
— при объяснении новой темы используют такие методические приемы, которые создают проблемные ситуации, способствуют активизации умственной деятельности учащихся, обеспечивают интерес к изучаемому материалу;
— использование в учебно-воспитательном процессе фронтальной, парной и групповой формы работы с учащимися;
— присутствие в практике педагогов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
-отбирают доступный дидактический материал в соответствии с темой и задачами урока/занятия;
— владеют основами ИКТ и интернет-технологиями для потребностей учебно-воспитательного процесса;
— используют необходимые дополнительные источники для достижения понимания учащимися сложных причинно-следственных связей в изучаемой теме;
— мобилизуют учащихся на рефлексию, осмысление своих действий.
Вместе с тем типичным недостатком методических разработок (технологических карт уроков, занятий НОД, внеклассных мероприятий) являются:
— несоответствие написания технологических карт согласно Положению конкурса (воспитатели ДОУ: форма техн. карты изменена, приложение конспектов занятий, что не требовало Положение);
— недостаточное знание содержания структурных элементов занятия;
-в некоторых технологических картах занятий НОД в ДОУ деятельность обучающихся в соответствии с этапами занятия представлена без учёта формируемых УУД;
-используются материалы сети Интернет без соответствующих ссылок на них;
-при отборе учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному», дифференцированных заданий;
— планирование системы приемов стимулирования учащихся;
— слабое владение различными методами оценивания, в том числе методом самооценки;
-недостаточное владение нормами письменного языка (наличие ошибок в работе, презентациях).
Итак, результаты экспертизы конкурсных методических продуктов педагогов свидетельствуют о том, что педагоги находятся в активной деятельности по осмыслению и фиксации методических приемов и педагогических технологий для реализации ФГОС дошкольного, НОО, ООО;
-включаются в деятельность по разработке нового содержания;
-внедряют в образовательную практику новые педагогические технологии и организационные формы, ориентированные на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.