Конкурс исследовательских работ (ДОУ)
В соответствии с планом работы МКУ «Управление образования администрации г. Кудымкара» с 18.01.2017 по 28.01.2017 года организован и проведён XXVI городской конкурс исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования города Кудымкара.
Цель конкурса: стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста путём совершенствования исследовательских навыков и развития исследовательских способностей.
Конкурс проходил в два этапа. На I заочном этапе, который проходил с 18 по 25 января 2017 года на базе МКУ «Управление образования администрации г. Кудымкара» было представлено 42 работы всеми образовательными учреждениями, реализующими дошкольные образовательные программы.
Становится актуальным не просто количество исследовательских работ от ДОУ, но и их качество.Как показывает опыт, наиболее часто педагоги используют в своей практике индивидуальные исследования, однако на конкурсе встречаются и групповые. По одной (групповые) работе представили ДОУ № 17 и ДОУ № 14. Объясняется это тем, что более серьезная и подготовленная работа часто выполняется не столько под руководством педагога, сколько родителей; кроме того, часто педагогу легче подготовить на конкурс одного ребенка как представителя, чем группу.
Представленные на заочный этап работы рассмотрены и оценены согласно критериям членами жюри, в состав которого вошли преподаватель педагогического колледжа, педагоги из дошкольных образовательных учреждений № 1, 22 и учитель начальных классов ООШ № 5, а также специалист управления образования. По итогам заочного этапа из 42 представленных работ к II очному этапу, который прошел 28 января 2017годана базе МБДОУ «Детский сад № 19 «Родничокбыли допущены 17 исследовательских работ, а это:
1 работа — ДОУ № 17, дошкольные группы СОШ № 1, 19, 11.
2 работы — ДОУ № 12, 14, 22, 27, 28.
3 работы — ДОУ № 16.
Анализ показывает, что интерес данной возрастной группы участников к исследовательской деятельности остается стабильным. В 2014 и 2015– 20 участников, в 2016 – 17 детей.
По итогам XXVI городского конкурса исследовательских работ из 17работ призовые места в конкурсе заняли ДОУ № 14 (Диплом 1 степени), ДОУ № 16 (Диплом 1 и 2 степени), 17 (Дипломы 2 степени), 28 (Диплом 3 степени), 11 (Диплом 3 степени).
Несмотря на достаточно высокие результаты, есть типичные ошибки в исследовательских работах дошкольников, на которые необходимо обратить внимание. Проанализировав материалы, жюри отметило основным недостатком наличие работ реферативного характера, представляющие собой изложение информации (отсутствие собственных исследований) и, что ещё хуже, плагиат. За исследовательскую работу принимают рукоделие или художественную творческую деятельность (изделия).
Анализ содержательной части исследовательских работ показал, что преобладает списывание с источников без указания авторства.Отсутствуют ссылки на эти литературные, интернет источники, используемые в работе.
Исследовательская работа – это результат сотрудничества педагога, ребёнка и родителя. В некоторых работах прослеживается доминирование взрослых и несамостоятельность ребенка. Самостоятельно исследование ребёнок дошкольного возраста в большинстве случаев не может выполнить, но когда его участие ведущее, а взрослый лишь помощник – это видно и по подаче материала, и по реакции ребенка на вопросы. Об этом говорит выступление (защита работы) ребенка заученное наизусть, и видно, что содержание им не всегда до конца понимается, демонстрируются не исследовательские умения ребенка, а доминирующая позиция взрослого в этой деятельности.
В ряде случаев в исследовательских работах встречаются грамматические ошибки, опечатки. Складывается впечатление, что не все авторы и руководители работ с должной ответственностью подходят к проверке текста (делегирование полномочий друг другу).
Анализ тем, выбранных воспитанниками, показал, что были выбраны темы различной направленности (спортивная, художественная, патриотической и т.п.)
В качестве актуальных проблем педагоги указывают следующие: затруднение в выборе темы исследования, формулирование цели и задач исследования, трудности в формулировке проблемы и выводов, актуальности работы (другими словами, отсутствие соответствующих умений исследовательской деятельности), недостаточное количество времени на исследовательскую работу, недостаточность материальной базы.
Тем не менее, с учетом данного анализа, цели, определенные для направления исследовательской деятельности на этот год реализованы. На следующий учебный год, для коррекции выявленных проблем по организации исследовательской деятельностии дальнейшего развития исследовательской деятельности необходимо включать в общий план работы УО семинары, практикумы, по работе над повышением компетентности педагогов как руководителей исследований (особенно впервые приступающим к написанию исследовательских работ). В перспективе ограничить прием количества работ на заочный этане до 3 штук с каждой дошкольной организации, а также к конкурсу будут допущены только работы индивидуального характера. Продолжение формирования системы взаимодействия руководитель-родитель как образовательного партнерства.
Главной задачей стоящей перед УО иобразовательным учреждением не просто положительная динамика количества дошкольников, занимающихся исследованиями, но и результативность их участия на краевом и всероссийском уровнях (дистанционно).
Коллективом детского сада № 19 и его руководителем Отиновой М.Г., были созданы условия для проведения секций для дошкольников Оргкомитет готов рассмотреть предложения по совершенствованию процедуры проведения конкурса.